Спортивная педагогика в последние годы переживает пересмотр базовых ценностей, все больше склоняясь к рассмотрению массового спорта как средства воспитания и развития личности студента (Л.И. Лубышева, 1996, Бальсевич В.К, 2003, Столяров В.И., Петлеваный Г.Ф., 2005, Быховская И.М, 2007, Андонов И., 2007). Актуальность постановки вопроса об использовании спортивной тренировки как средства формирования личности объясняется целым комплексом факторов. Прежде всего, в обществе возникла стойкая потребность в большом количестве молодых людей с хорошим образованием и высоким уровнем развития личностных качеств. Необходимо отметить, что приоритеты общества по «востребованности» тех или иных личностных качеств за последние десять-двенадцать лет значительно изменились. Стремление к личному успеху и личная независимость стали больше поощряться обществом и, в значительной мере стали преобладать над пропагандировавшимся в советское время коллективизмом. В последнее время индивидуализм, слывший в свое время чуть ли не аморальным, стал одним из наиболее востребованных личностных качеств. В данной сфере ориентиры в обществе изменились наиболее кардинально (Мейксон Г.Б., 1996, М.Я. Сараф, 2001).
Можно сказать, что принцип индивидуализма ориентирован на социальную защиту прав человека в самоорганизации своей частной жизни, на его самостоятельность и самодостаточность как члена сообщества, на его самоощущение как независимой личности, на его способность противостоять внешним влияниям («дурной» среде, политико-идеологическим требованиям, авторитаризму власти, групповому давлению, криминальному насилию и т.п.). И в ситуации, когда государство, в значительной мере отказалось от политики широких социальных гарантий именно развитие личности, как основы механизмов социальной адаптации способствует более эффективной социализации человека (Мухина В.С., 2004).
В последние годы специалисты все чаще пытаются привлечь внимание общественности к проблемам воспитания подрастающего поколения, «сбоям» в системе формирования личностных качеств молодых людей. В программе Правительства России по молодежной политике (2011 г.) приводятся факты, говорящие о том, что главными проблемами в формировании личностных качеств у современной молодежи являются неспособность принимать решения, неприятие сторонней оценки своей деятельности, отсутствие желания трудиться и неспособность управлять проявлениями агрессии по отношению к окружающим. Неудивительно, что впоследствии такой вариант развития личностных качеств значительно снижает возможности молодых людей к успешной адаптации в обществе. А ведь именно в расширении возможностей социализации молодых людей в обществе, удачном нахождении собственной «экологической ниши» и нахождению условий для максимальной самореализации и состоит основной смысл образования, как подготовки к взрослой жизни (Виленский М.Я., Соловьев Г.М., 2003, Лубышева Л.И., 2005).
Современное общество требует от людей развитого стремления к соревновательности, успешности, а спорт, по сути своей стимулирует соревновательность, как естественное стремление добиваться успеха. Следовательно, те подростки, кто по своим природным данным и особенностям развития не могут быть среди лучших в учебе должны найти для себя «дело по душе» в дополнительном образовании, где они смогут по настоящему проявить себя. Иначе трудно ожидать нормально развитой личности в итоге.
В основе концепции нашего исследования – определение воспитания, которое дал Лийметс Х.Й., (1997), говоривший о воспитании как целенаправленном управлении процессом развития личности. Мы считаем, что включение студента в учебно-тренировочную деятельность должно быть направленно не столько на формирование физических и психологических качеств, востребованных в спортивной деятельности, сколько на эффективную социализацию студента, развитие личностных качеств.
Развитие личности мы рассматриваем, как процесс становления готовности человека к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими жизненными задачами (Бондаревская Е.В., Кузнецов А.И., Гура В.В.). Такое определение позволяет измерять развитие личности сложностью задач, которые человек ставит перед собой. Только в том случае, когда молодой человек вырабатывает стремление к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию, мы можем говорить о том, что цели развития личности были достигнуты.
Развитие личности – комплексный многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от ее жизненного пути, от социального контекста ее жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена. Личностное развитие – процесс внутренне противоречивый. Одной из характерных его особенностей является направленность на повышение произвольности. Это значит, что постепенно человек осваивает постановку и решение все более сложных задач, совершенствует способы саморегуляции. Другими словами он все более становится субъектом своей жизни.
Как уже сказано, развитие личности – отражение того социального опыта, тех отношений, в которые личность включена. С одной стороны, эффективность социализации личности студента будет определяться личной активностью и разнообразием тех социальных ролей и отношений которые он «испытал на себе», с другой стороны – тем, насколько он усваивает требования, предъявляемые обществом (через систему образования, ожидания родителей, и т. д.)
Воспитание по сути своей дуалистично. С одной стороны, воспитание – это система психолого-педагогическая и влияет на студентов как совокупность педагогических факторов (учебный процесс, тренировки, учебники, домашние задания). С другой стороны воспитание – система социально-педагогическая, и влияет как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, те отношения, которые складываются между сокурсниками, профессорско-преподавательским составом, родителями; через психологический климат в коллективе). Так мы приходим к понятию воспитательной среды в коллективе.
Таким образом, рассматривая занятия спортом, как средство развития личности мы можем вычленить три основных направления воздействия на студента:
- личностный опыт – освоение новых ролей (опыт субъектности, самостоятельности);
- социальный опыт – освоение новых типов взаимоотношений (опыт разноплановых иерархических отношений: «тренер-спортсмен», «новичок-разрядник-мастер спорта», «спортсмен-судья», «соперник-соперник», «спортсмен-болельщик», и др.)
- деятельностный опыт – освоение новых специфических видов деятельности (тренировки, соревнования, восстановительные процедуры и др.).
Перспективной предпосылкой к эффективному освоению интеллектуальных ценностей может, на наш взгляд, служить деятельностный подход. Традиционная система образования с ориентацией на заучивание знаний и схоластическое их применение приводит, по признанию педагогов, к тому, что человек, даже усвоивший знания в какой-либо области, становится неспособен понимать новое, отклоняющееся от привычных объяснений явление. В связи с этим освоение человеком интеллектуального компонента физической культуры должно сочетаться с воспитанием его познавательной активности, освоением методов анализа выполняемых действий на основе осмысленного отношения к физкультурно-спортивной деятельности (Лубышева Л.И., Столяров В.И., Сараф М.Я.)
Дополнительным фактором нормального развития личности является положительное подкрепление, осознание собственных успехов. Известно, что получение признания окружающих тем весомее, чем выше их статус в глазах молодого человека. Но, как нам известно, не все подростки имеют достаточно хорошие данные для того, чтобы добиться реальных успехов в освоении школьной программы. К тому же интерес к изучению разных предметов школьной программы может зависеть от целого ряда случайных факторов. Следовательно, они, для нормального развития должны найти такую нишу, в которой у них будет шанс проявить себя в полной мере. Дополнительное образование «со спортивной направленностью» те только предоставляет детям такую возможность (при выборе вида спорта «по способностям»), но и за счет своей уникальной специфики позволяет индивиду получать важный опыт многолетней целенаправленной деятельности, которая требует самоотдачи, но, в ответ дает широкий простор для самовыражения.
В своей работе нам хотелось показать, как систематические занятия спортом позволяют воздействовать на формирование у студента различных компонентов структуры личности и способствовать более эффективной социализации индивида. На примере спортивного ориентирования можно проследить, как социально важные свойства личности, являясь важным компонентами соревновательной и тренировочной деятельности, получают мощные стимулы для развития. Вместе с тем, есть целый пласт свойств личности, которые наиболее эффективно могут быть развиты только в спортивной деятельности.
Какие преимущества в развитии личности студента дают систематические занятия спортом? Начнем с мотивационной сферы. Не секрет, что на протяжении 5-8 лет «спортивной карьеры» студента, независимо от наличия выдающихся природных данных для избранного вида спорта, состав структура и сила мотивов занятий спортом могут многократно меняться. Но, тем не менее, важным фактором не только для достижения высоких результатов, но и просто для продолжения занятий спортом является устойчивость мотива. Часто только начиная со старших классов средней школы (подросткового возраста) индивид начинает осознанно выбирать и поддерживать важные мотивы, что позволяет сформировать механизмы формирования устойчивой мотивации, без которой не одна серьезная «взрослая» деятельность не может быть успешной. Период студенческой жизни позволяет не только «достроить» иерархическую структуру мотивов до взрослых
Значительному влиянию систематические занятия спортом и специфического спортивного окружения подвержены так же ценностные ориентации. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Они существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности после того, как индивид присваивает ценности данной культуры. Для физкультурно-спортивной деятельности характерна своя специфическая система ценностей. Регулярные занятия спортом позволяют индивиду осваивать ценностные категории, созданные людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни.
Отдельного упоминания заслуживает освоение мобилизационных ценностей физической культуры в систематических занятиях спортом. И мы говорим об освоении, потому что людей, прошедших «школу спортивных тренировок» отличает, среди прочего, знание своих физических возможностей. Это помогает выжить в экстремальных ситуациях, когда человеку особенно необходимы высокоразвитые двигательные способности и психические качества. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для ответа на «нештатные» внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека (В.К. Бальсевич, 2004, Л.И. Лубышева, 2002)
Формирование волевых качеств возможно только на основе важных для индивида мотивов. Здесь было бы ошибкой суживать проявление волевых качеств только до экстремальных соревновательных ситуаций. Ежедневная, кропотливая, порой монотонная тренировочная работа и те естественные ограничения, которые юные спортсмены должны принимать на себя служат не меньшим стимулом для развития волевых качеств. Юный спортсмен должен осознавать, что эти ограничения – неотъемлемая часть пути к высоким спортивным достижениям. Это, прежде всего спортивный режим и соответствующая диета, регулярные тренировки, принятие правил соревнований и четкое им следование, беспрекословное подчинение тренеру. То, что все эти добровольным ограничениям индивид должен следовать в течение достаточно продолжительного периода служит одним из важнейших факторов воспитания волевых качеств в систематических занятиях спортом.
Ряд авторов подчеркивает исключительное влияние спорта на социализацию личности, т. е. на процесс усвоения индивидом социокультурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит (Н.И. Смирнов, 1995, Л.Ш. Апциаури, 2001, Л.И. Лубышева, 2007). Основной функцией социализации личности можно назвать расширение возможностей для социальной адаптации. Способность к социальной адаптации в подростковом возрасте развивается под влиянием взрослых, и через получение нового опыта, через «погружение» в те или иные жизненные ситуации, через включение их в выбор тех или иных адаптационных стратегий, связанных с предстоящими в их жизни событиями (А.В. Мудрик, 2003). Вообще процесс социализации через занятия спортом и общение в спортивной среде имеет особое значение и содержание, так как здесь он выступает не только как фактор формирования межличностной компетентности, но и как фактор освоения и передачи общих культурных ценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса.
Развитие когнитивных процессов в подростковом возрасте в той или иной степени несет на себе отпечаток тех видов деятельности, в которых познавательные процессы были востребованы. Формирование средств познания при освоении среды осуществляется на основе систематизации признаков среды и характеристик деятельности. Механизмы этого процесса – обобщение опыта, самонастройка и саморегуляция (А.Н. Аверьянов, 1985). Актуальным представляется исследование закономерностей формирования индивидуальных средств освоения среды, которые определяют дальнейшее познание и развитие личности. Поскольку занятия спортом в подростковом возрасте значительно расширяют возможности получения социального опыта, познавательной и образовательной информации с одной стороны, а с другой могут стимулировать индивида к самостоятельному поиску информации, на наш взгляд, было бы целесообразно проследить вклад занятий спортом и общения в «спортивной среде» в формирование индивидуальных когнитивных инструментов.
На наш взгляд, в разработке концепции воспитания и развития средствами дополнительного образования (спортивной тренировки) и необходимо опираться на следующие базовые теоретические положения:
Личностно-ориентированный подход. Сущность подхода заключается в ориентации педагога на создание условий для развития личности обучающегося: его интеллектуального и творческого потенциала, отношения к миру, людям, самому себе.
Индивидуальный подход. Признание уникальности и неповторимости каждой личности, ориентация на свойства личности, её формирование, её развитие в соответствии с природными способностями в атмосфере взаимопонимания, взаимоуважения.
Коммуникативный подход. Образовательный процесс строится в форме общения, которое развивает коммуникативные качества личности и позволяет каждому стать субъектом коммуникативной деятельности.
Творческий подход. Творчество рассматривается как уникальный механизм развития личности. Непременное условие учебного процесса – создание атмосферы творческого поиска и созидания, направленной на обогащение деятельности личности.
Деятельностный подход. Сущность подхода заключается в том, что личность формируется в самостоятельной деятельности. Более того, развитие отдельных качеств личности напрямую зависит от того, в какой практической деятельности данные качества были востребованы, какой личный опыт студент пережил. Так как именно специфический опыт проявления личностных качеств и способствует развитию социально-значимых качеств личности.
Идея дуализма воспитания. С одной стороны, воспитание – система психолого-педагогическая, с другой – социально-педагогическая. Она влияет на детей как педагогический фактор (через учебно-тренировочную деятельность), и как фактор социальный (через отношения между детьми, педагогами, тренерами, родителями; психологический климат в коллективе и клубные мероприятия).
Спортивные соревнования – одна из форм гуманистической игровой организации соперничества. Но вместе с тем, с ними может быть связан ряд негативных явлений: они развивают желание победить любой ценой – даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов, добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы, получить другие связанные с победой материальные блага, приобрести славу; затрудняют социальную интеграцию лиц с нарушениями в двигательной или интеллектуальной функции, поскольку изолируют их от лиц, не имеющих таких нарушений; содействуют одностороннему развитию спортсменов, а также ограничивают проявление их творческих способностей (В.И. Столяров, 1999).
Необходимо отметить, что и ранее лучшие примеры педагогической деятельности в спорте имели основные признаки личностно-ориентированного образования, и, следовательно, педагоги выстраивали индивидуальную образовательную и воспитательную траектории, опираясь на развитие и саморазвитие личности индивида. Для того, чтобы каждый индивид смог выстроить для себя индивидуальный стиль соревновательной деятельности (соответствующий его уникальным особенностям) необходимо не только выбрать лучший подход подачи учебного материала (тренировочных дистанций и упражнений), но и сам материал может в значительной степени различаться в зависимости от множества факторов, которые и определяют индивидуальность каждого студента.
Необходимо отметить, что не только в образовании в целом наметился переход от парадигмы «знаний-умений-навыков» к личностной парадигме, но и спортивной педагогике все шире обсуждается вопрос о приоритете развития личностных качеств над спортивными результатами в массовом студенческом спорте. (В.И. Столяров, А.А. Исаев). Вместе с тем, условия реализации потенциала дополнительных образовательных программ «со спортивным уклоном» в ВУЗе для формирования личностных качеств еще не достаточно разработаны.
При каких условиях систематические занятия спортом становятся эффективным средством развития личности студента? Включение студента в систематические занятия спортом вовлекает его в сферу сразу нескольких педагогических влияний. Прежде всего, возникает образовательная составляющая учебно-тренировочного процесса, тесно взаимосвязанная с воспитательной составляющей. Такое понимание процесса образования и воспитания в спортивной секции созвучно идеям классической гуманистической педагогики и современных авторов, сторонников гуманизации спортивного образования и воспитания – Монтессори, Р. Штайнера, В.И. Столярова, Г.Ф. Петлеваного, А.Т. Гутина, И.В. Бариновой и др. В этом случае возникает вопрос индивидуальной воспитательной траектории.
В воспитательном процессе спортивная педагогика ведет поиск специальных форм социализации подростков и молодежи, так как современный человек является результатом взаимодействия процессов социализации и индивидуализации, формирующее влияние которых в педагогическом процессе необходимо постоянно направлять и регулировать (А.Н. Хузиахметов, 1997).
Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании средствами спорта должен опираться на все те возможности, которые имеет этот уникальный вид деятельности. Если традиционно, говоря о развитии личностных качеств спортсмена, подразумевали подгонку его под общий стандарт, или, в лучшем случае выбор индивидуального стиля спортивной деятельности под особенности каждого данного спортсмена, то в этом контексте мы призываем к радикальной смене приоритетов. Основной функцией массового молодежного спорта вместо подготовки спортивного резерва должна стать подготовка сформированных развитых личностей, способных и нацеленных на саморазвитие и самореализацию. В этом случае акценты смещаются с достижения спортивных результатов «любой ценой» на ознакомление индивида с возможностями и привлекательными сторонами мира спорта. Личность формируется в ситуациях свободного выбора, а роль педагога-наставника значительно усложняется необходимостью не только предоставить возможность выбирать, но и необходимостью уважать решения воспитанников.
Практическая реализация концепции личностно ориентированного образования в массовом молодежном спорте потребует значительной переориентировки всей отрасли. Здесь можно выделить несколько основных направлений: изменения целей и критериев оценки работы в студенческом спорте; перестройки системы подготовки специалистов для спорта; изменение образа массового спорта в массовом сознании, популяризация гуманистических идеалов в средствах массовой информации, изменение системы спортивно-массовых мероприятий, и т.д. Итоги такой переориентации могут принести, как принято говорить в теории спортивной тренировки, «отставленный тренировочный эффект» в масштабе всей страны.
Пристатейный список:
Библиографическая ссылка
Павлов П.В. РОЛЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА // Теория и практика персонализации физического воспитания. – 2012. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/tppfv/ru/64-91 (дата обращения:
22.11.2024).