Теория и практика персонализации физического воспитания
Электронный научный журнал

Педагогические науки
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
Железняков А.Г., Гонтаренко А.Н. 1

1. Курская государственная сельскохозяйственная академия, Курский государственный университет

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

 

Железняков А.Г.

Курская государственная сельскохозяйственная академия

Гонтаренко А.Н.

Курский государственный университет

 

Актуальность. Уровень физических способностей учащихся 14-15 лет по сравнению с их сверстниками 90-х годов значительно снизился в связи с увеличением интеллектуальных нагрузок в ущерб двигательной активности. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития и совершенствования большинства физических способностей (Ю.Ф. Курамшин, 2007) при условии осознанного изучения подростками физических упражнений (В.И. Лях, 2007).

Гипотеза – предполагается, что комплексное повышение уровня физических способностей будет содействовать стимулированию естественного созревания систем и функций организма подростков 14-15 лет, создаст прочный фундамент их двигательной подготовленности и успешной подготовки к сдаче нормативов школьной программы.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось с 1 сентября 2009 года по 24 мая 2010 года. В исследовании были заняты 40 подростков 14-15 лет (три восьмых класса), средней школы № 25 г. Курска, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Основным методом исследования был естественный педагогический эксперимент (Б.А. Ашмарин, 1978;), при проведении которого использовались следующие методики:

– определение уровня физического развития подростков (А.Г. Хрипкова, 1990);

– определение уровня развития физических способностей подростков по методикам,   разработанным Ю.Г. Травиным (1975); и В.И.Ляхом  (2007);

– определение частоты сердечных сокращений с помощью пульсометров и пальпаторно в процессе проведения уроков и при беге на выносливость.

Весь фактический цифровой материал был обработан на ПЭВМ по прикладной программе статистической обработки.

Результаты исследований и их обсуждение. В настоящее время в теории и методике физического воспитания не сложилось единого мнения в суждении о средствах, методах и характере нагрузок для повышения уровня физических способностей подростков.

Исходя из анализа научной и методической литературы, а также практического опыта учителей и методистов мы пришли к заключению, что необходимо определить эффективность методики комплексного повышения уровня физических способностей подростков на уроках физической культуры.

В начале исследования (сентябрь 2009) мы определили уровень физических способностей подростков 14-15 лет средней школы № 25 г. Курска (табл. 1).

Таблица 1

Показатели уровня развития физических способностей подростков 14-15 лет средней школы № 25 г. Курска (сентябрь 2009)

 

Физические способности подростков

M ± m

экспериментальная группа n=21

контрольная группа n=19

скоростные

бег 30 м, с

5,5 ± 0,13

5,6 ± 0,14

бег 60 м, с

9,2 ± 0,2

9,3 ± 0,2

координационные

челночный бег 3×10 м, с

8,7 ± 0,2

8,8 ± 0,2

скоростно-силовые

прыжок в длину с/м, см

188 ± 2,4

187 ± 2,6

силовые

Подтягивание на перекладине, раз

8,0 ± 0,8

7,0 ± 0,7

выносливость

6-минутный бег, м

1250 ± 24

1200 ± 25

гибкость

Наклон вперед из и.п.-стоя на гимн. скамейке, см

8,0 ± 0,13

7,7 ± 0,14

 

Из таблицы 1 видно, что по показателям физических  способностей между подростками экспериментальной и контрольной групп достоверных различий  не обнаружено (Р > 0,05).

 Вместе с тем, необходимо отметить, что подростки слабо владеют умениями и навыками (техникой) выполнения большинства тестов за исключением упражнений на перекладине и способности к проявлению гибкости. Поэтому, низкий уровень техники выполнения упражнений не позволил многим подросткам показать более высокие результаты.

Повторное определение уровня физических способностей подростков мы проводили в конце учебного года (май 2010),  после 68 уроков физической культуры, проведенных в экспериментальной и контрольной группах (таблица 2).

Результаты физических способностей подростков экспериментальной группы достоверно улучшились по скоростным показателям на 5,4 – 7,8%; координации – 6,9%; скоростно-силовым показателям – на 15,4%; силовым показателям – на 37,5%; по показателям выносливости – на 16% и гибкости – 5% (Р < 0,05-0,001). В контрольной группе  эти показатели улучшились в следующем соответствии: скоростные – 1,1-1,8%; координация – 2,3%; скоростно-силовые – 7,4%; силовые – 28,5%; выносливость – 6,6% и гибкость – 3,9% (Р < 0,05-0,01).

Таблица 2

Показатели уровня физических способностей подростков 14-15 лет

средней школы № 25 г. Курска (май 2010)

 

Физические способности подростков

M ± m

экспериментальная группа n=21

контрольная группа n=19

скоростные

бег 30 м, с

5,1 ± 0,12

5,5 ± 0,13

бег 60 м, с

8,7 ± 0,12

9,2 ± 0,14

координационные

челночный бег 3×10 м, с

8,1 ± 0,15

8,6 ± 0,16

скоростно-силовые

прыжок в длину с/м, см

217 ± 2,8

201 ± 302

силовые

Подтягивание на перекладине, раз

11,0 ± 0,5

9,0 ± 0,4

выносливость

6-минутный бег, м

1450 ± 22

12800 ± 23

гибкость

Наклон вперед из и.п.-стоя на гимн. скамейке, см

8,4 ± 0,12

8,0 ± 0,13

 

Р.Е. Мотылянской (1969) установлено, что с развитием тренированности к продолжительной мышечной работе, деятельность системы кровообращения становится более экономной. В связи с этим, при исследовании уровня выносливости, мы  определяли  показатели частоты пульса у подростков в 6-минутном беге на выносливость. Установлено, что у подростков экспериментальной группы показатели ЧСС снизились за учебный год на 6,7% (Р < 0,001), а в контрольной – на 3,7% (Р < 0,05). Если в начале исследования по показателям ЧСС различий между подростками экспериментальной  и контрольной группами не наблюдалось, то в конце исследования сердечно-сосудистая и дыхательная системы подростков экспериментальной группы работали более экономно, нежели у подростков контрольной группы. Это указывает на то, что активное стимулирование функциональных систем организма подростков упражнениями, характеризующими комплексное развитие физических способностей, приводит к более экономному их функционированию.

В результате проведенного исследования  установлено, что различные физические способности подростков 14-15 лет развиваются гетерохронно.

Интенсификация учебного процесса на основе методики комплексного подхода с последовательным развитием физических способностей подростков через виды спорта, отраженные в школьной программе по физической культуре, показала свою эффективность.

Наибольшие приросты уровня развития физических способностей наблюдались в проявлении силовых способностей (37,5%), в способности выполнять упражнения на выносливость (16%) и в скоростно-силовых проявлениях (15,4%). Уровень остальных физических способностей: скоростных (7,8%); координационных (6,9%) и гибкости (5%) изменился в меньшей степени.

Литература

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 1978.- 198 с.

2. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина.- М.: Советский спорт, 2007.- 463 с.

3. Лях В.И. Теория тестов и тестирование физической подготовки учащихся // Физическая культура в школе.- 2007.- № 6.- С. 2.

4. Мотылянская Р.Е. Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры / Под ред. Р.Е. Мотылянской.- М.: Физкультура и спорт, 1969.- 224 с.

5. Травин Ю.Г. О развитии двигательных качеств у школьников // Физическая культура в школе .- 1981.- № 4.- С. 9-15.

6. Хрипкова А.Г.Возрастная физиология и школьная гигиена/А.Г. Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер.- М., 1990.- 320 с.


Пристатейный список:


Библиографическая ссылка

Железняков А.Г., Гонтаренко А.Н. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ // Теория и практика персонализации физического воспитания. – 2012. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/tppfv/ru/64-92 (дата обращения: 23.11.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 392 | За неделю: 392 | Всего: 392


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System