КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
Железняков А.Г.
Курская государственная сельскохозяйственная академия
Гонтаренко А.Н.
Курский государственный университет
Актуальность. Уровень физических способностей учащихся 14-15 лет по сравнению с их сверстниками 90-х годов значительно снизился в связи с увеличением интеллектуальных нагрузок в ущерб двигательной активности. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития и совершенствования большинства физических способностей (Ю.Ф. Курамшин, 2007) при условии осознанного изучения подростками физических упражнений (В.И. Лях, 2007).
Гипотеза – предполагается, что комплексное повышение уровня физических способностей будет содействовать стимулированию естественного созревания систем и функций организма подростков 14-15 лет, создаст прочный фундамент их двигательной подготовленности и успешной подготовки к сдаче нормативов школьной программы.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось с 1 сентября 2009 года по 24 мая 2010 года. В исследовании были заняты 40 подростков 14-15 лет (три восьмых класса), средней школы № 25 г. Курска, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе.
Основным методом исследования был естественный педагогический эксперимент (Б.А. Ашмарин, 1978;), при проведении которого использовались следующие методики:
– определение уровня физического развития подростков (А.Г. Хрипкова, 1990);
– определение уровня развития физических способностей подростков по методикам, разработанным Ю.Г. Травиным (1975); и В.И.Ляхом (2007);
– определение частоты сердечных сокращений с помощью пульсометров и пальпаторно в процессе проведения уроков и при беге на выносливость.
Весь фактический цифровой материал был обработан на ПЭВМ по прикладной программе статистической обработки.
Результаты исследований и их обсуждение. В настоящее время в теории и методике физического воспитания не сложилось единого мнения в суждении о средствах, методах и характере нагрузок для повышения уровня физических способностей подростков.
Исходя из анализа научной и методической литературы, а также практического опыта учителей и методистов мы пришли к заключению, что необходимо определить эффективность методики комплексного повышения уровня физических способностей подростков на уроках физической культуры.
В начале исследования (сентябрь 2009) мы определили уровень физических способностей подростков 14-15 лет средней школы № 25 г. Курска (табл. 1).
Таблица 1
Показатели уровня развития физических способностей подростков 14-15 лет средней школы № 25 г. Курска (сентябрь 2009)
Физические способности подростков
M ± m
экспериментальная группа n=21
контрольная группа n=19
скоростные
бег 30 м, с
5,5 ± 0,13
5,6 ± 0,14
бег 60 м, с
9,2 ± 0,2
9,3 ± 0,2
координационные
челночный бег 3×10 м, с
8,7 ± 0,2
8,8 ± 0,2
скоростно-силовые
прыжок в длину с/м, см
188 ± 2,4
187 ± 2,6
силовые
Подтягивание на перекладине, раз
8,0 ± 0,8
7,0 ± 0,7
выносливость
6-минутный бег, м
1250 ± 24
1200 ± 25
гибкость
Наклон вперед из и.п.-стоя на гимн. скамейке, см
8,0 ± 0,13
7,7 ± 0,14
Из таблицы 1 видно, что по показателям физических способностей между подростками экспериментальной и контрольной групп достоверных различий не обнаружено (Р > 0,05).
Вместе с тем, необходимо отметить, что подростки слабо владеют умениями и навыками (техникой) выполнения большинства тестов за исключением упражнений на перекладине и способности к проявлению гибкости. Поэтому, низкий уровень техники выполнения упражнений не позволил многим подросткам показать более высокие результаты.
Повторное определение уровня физических способностей подростков мы проводили в конце учебного года (май 2010), после 68 уроков физической культуры, проведенных в экспериментальной и контрольной группах (таблица 2).
Результаты физических способностей подростков экспериментальной группы достоверно улучшились по скоростным показателям на 5,4 – 7,8%; координации – 6,9%; скоростно-силовым показателям – на 15,4%; силовым показателям – на 37,5%; по показателям выносливости – на 16% и гибкости – 5% (Р < 0,05-0,001). В контрольной группе эти показатели улучшились в следующем соответствии: скоростные – 1,1-1,8%; координация – 2,3%; скоростно-силовые – 7,4%; силовые – 28,5%; выносливость – 6,6% и гибкость – 3,9% (Р < 0,05-0,01).
Таблица 2
Показатели уровня физических способностей подростков 14-15 лет
средней школы № 25 г. Курска (май 2010)
Физические способности подростков
M ± m
экспериментальная группа n=21
контрольная группа n=19
скоростные
бег 30 м, с
5,1 ± 0,12
5,5 ± 0,13
бег 60 м, с
8,7 ± 0,12
9,2 ± 0,14
координационные
челночный бег 3×10 м, с
8,1 ± 0,15
8,6 ± 0,16
скоростно-силовые
прыжок в длину с/м, см
217 ± 2,8
201 ± 302
силовые
Подтягивание на перекладине, раз
11,0 ± 0,5
9,0 ± 0,4
выносливость
6-минутный бег, м
1450 ± 22
12800 ± 23
гибкость
Наклон вперед из и.п.-стоя на гимн. скамейке, см
8,4 ± 0,12
8,0 ± 0,13
Р.Е. Мотылянской (1969) установлено, что с развитием тренированности к продолжительной мышечной работе, деятельность системы кровообращения становится более экономной. В связи с этим, при исследовании уровня выносливости, мы определяли показатели частоты пульса у подростков в 6-минутном беге на выносливость. Установлено, что у подростков экспериментальной группы показатели ЧСС снизились за учебный год на 6,7% (Р < 0,001), а в контрольной – на 3,7% (Р < 0,05). Если в начале исследования по показателям ЧСС различий между подростками экспериментальной и контрольной группами не наблюдалось, то в конце исследования сердечно-сосудистая и дыхательная системы подростков экспериментальной группы работали более экономно, нежели у подростков контрольной группы. Это указывает на то, что активное стимулирование функциональных систем организма подростков упражнениями, характеризующими комплексное развитие физических способностей, приводит к более экономному их функционированию.
В результате проведенного исследования установлено, что различные физические способности подростков 14-15 лет развиваются гетерохронно.
Интенсификация учебного процесса на основе методики комплексного подхода с последовательным развитием физических способностей подростков через виды спорта, отраженные в школьной программе по физической культуре, показала свою эффективность.
Наибольшие приросты уровня развития физических способностей наблюдались в проявлении силовых способностей (37,5%), в способности выполнять упражнения на выносливость (16%) и в скоростно-силовых проявлениях (15,4%). Уровень остальных физических способностей: скоростных (7,8%); координационных (6,9%) и гибкости (5%) изменился в меньшей степени.
Литература
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 1978.- 198 с.
2. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина.- М.: Советский спорт, 2007.- 463 с.
3. Лях В.И. Теория тестов и тестирование физической подготовки учащихся // Физическая культура в школе.- 2007.- № 6.- С. 2.
4. Мотылянская Р.Е. Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры / Под ред. Р.Е. Мотылянской.- М.: Физкультура и спорт, 1969.- 224 с.
5. Травин Ю.Г. О развитии двигательных качеств у школьников // Физическая культура в школе .- 1981.- № 4.- С. 9-15.
6. Хрипкова А.Г.Возрастная физиология и школьная гигиена/А.Г. Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер.- М., 1990.- 320 с.
Пристатейный список:
Библиографическая ссылка
Железняков А.Г., Гонтаренко А.Н. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ // Теория и практика персонализации физического воспитания. – 2012. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/tppfv/ru/64-92 (дата обращения:
23.11.2024).