В последние 5-7 лет в физическом воспитании наблюдается значительное увеличение числа студентов отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) или к группе временно освобожденных (ГВО). Хотя для этой категории занимающихся, усилиями ученых лечебной физической культуры [5, 6, 7] разрабатываются комплексы физических упражнений, физиопроцедур и лечебного массажа, в практике физического воспитания современных студентов это не находит должного применения. Вместе с тем, многочисленными исследованиями установлено [4, 5, 6, 9],что использование на учебных занятиях метода ВЛГД, дыхательных упражнений в сочетании с медленной и быстрой ходьбой на «носовом дыхании» способствует достаточно быстрому (через 4-5 месяцев) повышению уровня функциональных показателей (ЧСС, ЖЕЛ, масса тела и др.) студентов с ослабленным уровнем здоровья.
Из всего многообразия современных оздоровительных технологий, предлагаемых учеными и практиками [1,2,4,5,6,7,9,10,13,15 и др.] мы выбрали дыхательную гимнастику К.П. Бутейко [4,5] для апробации ее на учебных занятиях по физическому воспитанию со студентами КГСХА, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ или ГВО.
Данная методика была избрана по следующим причинам:
- методику разработал врач-специалист;
- в ней даются стандартные оценочные таблицы уровня здоровья занимающихся;
- не требуется дорогостоящего оборудования;
- методика легко усваивается большими группами студентов.
Целью нашего исследования являлось: изучить, апробировать и внедрить в практику физического воспитания студентов СМГ и ГВО оздоровительную дыхательную гимнастику К.П. Бутейко (1983) и проследить ее влияние на уровень функциональных показателей студенческой молодежи.
Задачами исследования были:
Определить уровень функциональных показателей студентов.
Разработать методику обучения студентов методу ВЛГД.
Выявить эффективность разработанной методики.
Методы и организация исследования.
Основным методом исследования был естественный педагогический эксперимент [1, 8] при проведении которого использовались следующие общепринятые методики:
- оценка осознанного отношения студентов к предмету «Физическая культура обследованных по результатам анонимного анкетирования;
- определение антропометрических и функциональных показателей (длины тела с помощью медицинского ростомера для взрослых; массы тела с помощью электронных весов Wttlton NS-151; жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с помощью сухого спирометра марки ССП; динамометрии кисти с помощью динамометра марки – ДК-100; частоту сердечных сокращений (ЧСС) с помощью пульсометра марки- Beurer P/ M20 и пальпаторно; % отложения жировой ткани с помощью прибора OMRON BF -400; определение уровня задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи);
- методВЛГД (волевая ликвидация глубокого дыхания) по К.П. Бутейко (1962);
Весь фактический цифровой материал был обработан на ПЭВМ по прикладной программе статистической обработки.
Исследование проводилось с сентября по декабрь 2012 года на базе КГСХА. В педагогическом эксперименте участвовали 12 студентов второго курса (8 девушек 4 мужчин) зооинженерного и инженерного факультетов, отнесенных по состоянию здоровья к ГВО. Поскольку, мы определяли насколько будут эффективны дыхательные упражнения и метод ВЛГД в изменении функциональных показателей при 2-х разовых занятиях в неделю со студентами вторых курсов, то об эффективности предложенной методики мы судили по среднему приросту результатов одних и тех же студентов без формирования контрольной группы. За время исследованияэкспериментальную работу полностью прошли 12 студентов .
На двух первых и двух последних занятиях мы тестировали студентов по функциональным показателям. На следующих двух занятиях мы ознакомили студентов с основными положениями дыхательной гимнастики, показали и дали апробировать метод ВЛГД. При этом основное внимание уделялось умению правильно дышать и чувствовать свое дыхание. Студенты были ознакомлены с теорией дыхания: критериями вентиляции легких человека; симптомами глубокого дыхания; нарушениями водно-солевого обмена; очистительно-восстановительными реакциями организма и факторами усиливающими и уменьшающими глубину дыхания; физическими упражнениями, помогающими уменьшить глубину дыхания и повысить уровень СО. Студентам был роздан методический материала по использованию стандартных оценочных таблиц уровня дыхания и здоровья [5].
Последующие (30) учебных занятий имели следующую структуру:
Вводная часть – 3-4 минуты – построение, приветствие студентов, сообщение задач занятия.
Основная часть – 60 минут. Работа в методе ВЛГД (начиная с 10 минут и, постепенно повышая сидение на 1 минуту от занятия к занятию мы довели его до 20 минут. И в течение оставшегося количества занятий до 20 декабря 2012 мы в методе находились по 20 минут. Когда мы садились в метод мы сидели спокойно, не разговаривая, в удобной для нас позе 3 минуты. После этого по команде преподавателя подсчитывали частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 15 секунд и умножали полученное число на 4 получали ЧСС за 1 минуту. Контрольную паузу (КП) мы определяли следующим образом: студенты в положении сидя на стульях делали небольшой вдох (примерно 500 мл³), затем следовал спокойный выдох и студент, зажимая нос двумя пальцами задерживал дыхание, а преподаватель по секундомеру вслух называл время. При этом студенты задерживали дыхание до первого желания вдохнуть и определяли свое время задержки дыхания. Далее показатели пульса и КП заносились в протокол. После определения этих показателей студенты садились в метод ВЛГД (таблица 1).
Таблица 1
Метод волевой ликвидации глубокого дыхания (К.П. Бутейко, 1962)
Появление симптома
Расслабление мышц живота, грудной области и диафрагмы (при выдохе повторяется фраза «расслабиться»)
Волевая фаза
Удобная поза на стуле
1 фаза
Принять положение осанки, удобная поза
2 фаза
Зрачки глаз поднять вверх (но не до болевого ощущения), осанка, удобная поза
3 фаза
Расслабить мышцы лица и «носогубного треугольника», зрачки вверх, кончик языка касается десен верхних зубов и тоже расслаблен
4 фаза
Симптом снят
Вдох постепенно укорачиваем, а за выдохом не следим. Уходим от глубокого вдоха расслаблением диафрагмы и мышц брюшной области. Приходим в состояние, когда дышать нужно при небольшом недостатке кислорода, но не более 10 мин.
5 фаза
Ждать пока дыхание успокоится (дышать только через нос)
Ждать пока дыхание успокоится
Ждать пока дыхание успокоится
Ждать пока дыхание успокоится
Д Ы Ш И М К А К Д Ы Ш И Т С Я
Через 3 минуты после 20-минутной работы в методе у студентов опять определялись показатели ЧСС и КП и заносились в протокол исследования. По окончании работы в методе студенты приступали к выполнению упражнений проводимых на носовом дыхании и с задержкой дыхания на выдохе: ходьба в медленном темпе до 10 минут с последующим добавлением 1 минуты от занятия к занятию; ускоренная ходьба -50-70 м. После этой работы студенты выполняли дыхательные физические упражнения с задержкой дыхания на выдохе (до первого желания вдохнуть). Дозировка упражнений в течение учебного года повышалась постепенно с 4-х до 12 раз и количество упражнений также постепенно увеличивалось с 6 до 24. В заключительной части занятий -10 минут уделялось упражнениям на восстановление носового дыхания, упражнениям на растягивание, давалось обязательное домашнее задание по освоению метода и подводились итоги прошедшего занятия. Кроме этого, на занятиях обсуждались вопросы сна, питания, питьевого режима и объема двигательной деятельности.
Исходные и конечные результаты функциональной и помесячной динамики ЧСС и КП студентов 2-х курсов КГСХА приведены в таблицах 2 – 3.
Таблица 2
Динамика функциональных показателей студентов ГВО КГСХА
Показатели
n
М
±
m
М
±
m
сентябрь 2012 г.
Декабрь 2012 г.
Длина тела(см)
24
161,5
±
0,80
162,8
±
0,83
Масса тела(кг)
24
54,9
±
1,60
56,2
±
1,51
ЖЕЛ должная (мл³)
24
3175
±
16,04
3244
±
21,39
ЖЕЛ фактическая (мл³)
24
2458
±
45,45
2633
±
48,12
Проба Штанге (с)
24
26,8
±
1,44
37,7
±
2,41
Проба Генчи (с)
24
17,9
±
1,39
27,6
±
1,71
ЧСС (уд/мин)
24
88,3
±
3,90
68,9
±
2,64
Таблица 3
Динамика показателей ЧСС и КП студентов ГВО КГСХА
Дата проведения пробы
Показатели ЧСС, уд/мин
М ± m
Показатели КП, с
М ± m
03.09.2012
90,2 ±3,6
15,5±1,9
08.10.2012
79,3±3,5
19,1±1,8
12.11.2012
73,3±2,9
22,1±1,7
17.12.2012
70,0 ±2,6
30,0±1,7
Результаты исследований. Анкетирование показало, что большинство студентов оценивают уровень своего здоровья и двигательной подготовленности на 4-5 баллов (68% испытуемых). Остальные оценивают эти показатели на 3 балла (32%). Установлено, что осознанно воспринимают занятия физической культурой с использованием технологии дыхательной гимнастики 53% занимающихся. 30% не воспринимают физическую культуру, как средство развития и совершенствования работоспособности человека. У 17% студентов занятия физической культурой не вызывают никаких интересов.
По уровню физического развития и функциональным показателям (таблицы 2) за 4 месяца занятий несущественно изменились показатели длины и массы тела – 0,8-2,4%(P>0,05). Значительно изменились показатели ЖЕЛ (должные и фактические) на 2,2-7,1% (P <0,05), также существенно повысились пробы Штанге и Генчи (соответственно на 40,7 и 54,2%; P <0,001), что мы относим к значительному повышению работоспособности дыхательной системы за счет повышения силовых показателей диафрагмы, межреберных мышц и мышц брюшного пояса. За время исследования значительно снизились показатели ЧСС студентов в среднем на 16%
(P <0,001), что свидетельствует о более экономной работе их сердечно-сосудистой системы Использование в учебных занятиях по физической культуре упражнений связанных с задержкой дыхания на вдохе и выдохе, а также упражнений в медленной и ускоренной ходьбе с равномерной скоростью длительностью от 10 до 30 минут, выполняемых на «носовом дыхании» и упражнений формирующих правильное дыхание во время использования метода ВЛГД повышают уровень здоровья студентов, о чем свидетельствует динамика КП за время исследования (таблица 3). КП студентов за время исследования повысилась в среднем на 94%(P<0,001).
Выводы:
1. Установлено, что на начальном этапе исследования уровень функциональной подготовленности студентов находился на низком уровне. Студенты (35-40%) не обладали достаточными функциональными показателями (ЖЕЛ, КП, пробы Штанге и Генчи), что формировало у них негативное отношение к занятиям физической культурой/
2. Предложенная нами методика обучения студентов оздоровлению с помощью метода ВЛГД в сочетании с медленной и ускоренной ходьбой от 10 до 30 минут способствуют повышению уровня здоровья и функциональной подготовленности студентов временно освобожденных от интенсивных занятий по физической культуре.
Литература
1. Алексеев А.А. Интегративная (системная) соединительнотканная медицина: Т.1. – М.: Ленард, 2005. – 234 с.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 102 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
4. Бутейко К.П. Теория патогенеза заболеваний сахарным диабетом / К.П. Бутейко // «Изобретатель и рационализатор». -1962.- №5. - С. 7.
5. Бутейко К.П. Метод Бутейко: опыт внедрения в медицинскую практику. – Одесса: Титул, 1991. – 232 с.
6. Вилунас Ю.Г. Рыдающее дыхание излечивает болезни за месяц. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
7. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2001. – 608 с.
8. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. – М.: Академия», 2002. – 264 с.
9. Железняков А.Г. Дыхательная гимнастика как фактор повышения уровня выносливости студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию КГМУ. – Курск, 2010. – С. 52-56.
10. Законщиков К.Ф. Адаптация. Гипоксия. Здоровье. – М., 1996. – 121 с.
11. Лубышева Л.И. Научно-практический конгресс «Здоровье нации и массовый спорт» // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 3. – С. 79-80.
12. Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти томах / гл. ред. В.И. Покровский. – М., 1991. – Т.2. – С. 223-225.
13. Оболочков С.Г. Программно-методическое обеспечение занятий с девушками специальной медицинской группы на младших курсах педагогического вуза // Физическое воспитание студентов. – 2010. – №2. – С. 48-50.
14. Примерная учебная программа для вузов по физической культуре. – М.: Министерство образования РФ, 2000.
15. Шаталова Г.С. Выбор пути. – М.: Изд-во «Литур», 2002. – 240 с.
16. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2008. – 368 с.
Пристатейный список:
1. Алексеев А.А. Интегративная (системная) соединительнотканная медицина: Т.1. – М.: Ленард, 2005. – 234 с.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 102 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
4. Бутейко К.П. Теория патогенеза заболеваний сахарным диабетом / К.П. Бутейко // «Изобретатель и рационализатор». -1962.- №5. - С. 7.
5. Бутейко К.П. Метод Бутейко: опыт внедрения в медицинскую практику. – Одесса: Титул, 1991. – 232 с.
6. Вилунас Ю.Г. Рыдающее дыхание излечивает болезни за месяц. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
7. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2001. – 608 с.
8. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. – М.: Академия», 2002. – 264 с.
9. Железняков А.Г. Дыхательная гимнастика как фактор повышения уровня выносливости студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию КГМУ. – Курск, 2010. – С. 52-56.
10. Законщиков К.Ф. Адаптация. Гипоксия. Здоровье. – М., 1996. – 121 с.
11. Лубышева Л.И. Научно-практический конгресс «Здоровье нации и массовый спорт» // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 3. – С. 79-80.
12. Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти томах / гл. ред. В.И. Покровский. – М., 1991. – Т.2. – С. 223-225.
13. Оболочков С.Г. Программно-методическое обеспечение занятий с девушками специальной медицинской группы на младших курсах педагогического вуза // Физическое воспитание студентов. – 2010. – №2. – С. 48-50.
14. Примерная учебная программа для вузов по физической культуре. – М.: Министерство образования РФ, 2000.
15. Шаталова Г.С. Выбор пути. – М.: Изд-во «Литур», 2002. – 240 с.
16. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2008. – 368 с.
Библиографическая ссылка
Железняков А.Г., Мартынов М.П., Шадрин И.Г. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ВЛГД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ КГСХА // Теория и практика персонализации физического воспитания. – 2012. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/tppfv/ru/64-93 (дата обращения:
24.11.2024).