Теория и практика персонализации физического воспитания
Электронный научный журнал

Педагогические науки
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ВЛГД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ КГСХА
Железняков А.Г., Мартынов М.П., Шадрин И.Г. 1

1. Курская государственная сельскохозяйственная академия

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ВЛГД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ КГСХА

 

Железняков А.Г., Мартынов М.П., Шадрин И.Г.

Курская государственная сельскохозяйственная академия

им. профессора И.И. Иванова

 

Ключевые слова: волевая ликвидация глубокого дыхания (ВЛГД), контрольная пауза (КП), функциональные показатели, уровень здоровья.

 

В последние 5-7 лет в физическом воспитании наблюдается значительное увеличение числа студентов отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) или к группе временно освобожденных (ГВО). Хотя для этой категории занимающихся, усилиями  ученых лечебной физической культуры [5, 6, 7] разрабатываются комплексы физических упражнений, физиопроцедур и лечебного массажа, в практике физического воспитания современных студентов это не находит должного применения. Вместе с тем, многочисленными исследованиями установлено [4, 5, 6, 9],что использование на учебных занятиях метода ВЛГД, дыхательных упражнений в сочетании с медленной и быстрой ходьбой на «носовом дыхании» способствует достаточно быстрому (через 4-5 месяцев) повышению уровня функциональных показателей (ЧСС, ЖЕЛ, масса тела и др.) студентов с ослабленным уровнем здоровья.

Из всего многообразия современных оздоровительных технологий, предлагаемых учеными и практиками [1,2,4,5,6,7,9,10,13,15 и др.] мы выбрали дыхательную гимнастику К.П. Бутейко [4,5] для апробации ее на учебных занятиях по физическому воспитанию со студентами КГСХА, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ или ГВО.

Данная методика была избрана по следующим причинам:

- методику разработал врач-специалист;

- в ней даются стандартные оценочные таблицы уровня здоровья занимающихся;

- не требуется дорогостоящего оборудования;

- методика легко усваивается большими группами студентов.

Целью нашего исследования являлось: изучить, апробировать и внедрить в практику физического воспитания студентов СМГ и ГВО оздоровительную дыхательную гимнастику К.П. Бутейко (1983) и проследить ее влияние на уровень функциональных показателей студенческой молодежи.

Задачами исследования были:

  1.  Определить уровень функциональных  показателей студентов.
  2.  Разработать методику обучения студентов методу ВЛГД.
  3.  Выявить эффективность разработанной методики.


 

 

Методы и организация исследования.

Основным методом исследования был естественный педагогический эксперимент [1, 8] при проведении которого использовались следующие общепринятые методики:

- оценка осознанного отношения студентов к предмету «Физическая культура обследованных по результатам анонимного анкетирования;

- определение антропометрических и функциональных показателей (длины тела с помощью медицинского ростомера для взрослых; массы тела с помощью электронных весов Wttlton NS-151; жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с помощью сухого спирометра марки ССП; динамометрии кисти с помощью  динамометра марки – ДК-100; частоту сердечных сокращений (ЧСС) с помощью пульсометра марки- Beurer P/ M20 и пальпаторно; % отложения жировой ткани с помощью прибора OMRON BF -400; определение уровня задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи);

- методВЛГД (волевая ликвидация глубокого дыхания) по К.П. Бутейко (1962);

Весь фактический цифровой материал был обработан на ПЭВМ по прикладной программе статистической обработки.

Исследование проводилось с сентября по декабрь 2012 года на базе КГСХА. В  педагогическом эксперименте участвовали 12 студентов второго курса (8 девушек 4 мужчин) зооинженерного и инженерного факультетов, отнесенных по состоянию здоровья к ГВО. Поскольку, мы определяли насколько будут эффективны дыхательные упражнения и метод ВЛГД в изменении функциональных показателей при 2-х разовых занятиях в неделю со студентами вторых курсов, то об эффективности  предложенной методики мы судили по среднему приросту результатов одних и тех же студентов без формирования контрольной группы. За время исследованияэкспериментальную работу полностью прошли 12 студентов .

На двух первых и двух последних занятиях мы тестировали студентов по функциональным показателям. На следующих двух занятиях мы ознакомили студентов с основными положениями дыхательной гимнастики, показали и дали апробировать метод ВЛГД. При этом основное внимание уделялось умению правильно дышать и чувствовать свое дыхание. Студенты были ознакомлены с теорией дыхания: критериями вентиляции легких человека; симптомами глубокого дыхания; нарушениями водно-солевого обмена; очистительно-восстановительными реакциями организма и факторами усиливающими и уменьшающими глубину дыхания; физическими упражнениями, помогающими уменьшить глубину дыхания  и повысить уровень СО. Студентам был роздан методический материала по использованию стандартных оценочных таблиц уровня дыхания и здоровья [5].

Последующие (30) учебных занятий имели следующую структуру:

Вводная часть – 3-4 минуты – построение, приветствие студентов, сообщение задач занятия.

Основная часть – 60 минут.  Работа в методе ВЛГД (начиная с 10 минут и, постепенно повышая сидение на 1 минуту от занятия к занятию мы довели его до 20 минут. И в течение оставшегося количества занятий до 20 декабря 2012 мы в методе находились по 20 минут. Когда мы садились в метод мы сидели спокойно, не разговаривая, в удобной для нас позе 3 минуты. После этого по команде преподавателя подсчитывали частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 15 секунд и умножали полученное число на 4 получали ЧСС за 1 минуту. Контрольную паузу (КП) мы определяли следующим образом: студенты в положении сидя на стульях делали небольшой вдох (примерно 500 мл³), затем следовал спокойный выдох и студент, зажимая нос двумя пальцами задерживал дыхание, а преподаватель по секундомеру вслух называл время. При этом студенты задерживали дыхание до первого желания вдохнуть и определяли свое время задержки дыхания. Далее показатели пульса и КП заносились в протокол. После определения этих показателей студенты садились в метод ВЛГД (таблица 1).

Таблица 1

Метод волевой ликвидации глубокого дыхания (К.П. Бутейко, 1962)

 

 

Появление симптома

Расслабление мышц живота, грудной области и диафрагмы  (при выдохе повторяется фраза «расслабиться»)

Волевая фаза

Удобная поза на стуле

1 фаза

Принять положение осанки, удобная поза

2 фаза

Зрачки глаз поднять вверх (но не до болевого ощущения), осанка, удобная поза

3 фаза

Расслабить мышцы лица и «носогубного треугольника», зрачки вверх, кончик языка касается десен верхних зубов и тоже расслаблен

4 фаза

Симптом снят

Вдох постепенно укорачиваем, а за выдохом не следим. Уходим от глубокого вдоха расслаблением диафрагмы и мышц брюшной области. Приходим в состояние, когда дышать нужно при небольшом недостатке кислорода, но не более 10 мин.

5 фаза 

Ждать пока дыхание успокоится (дышать только через нос)

Ждать пока дыхание успокоится

 Ждать пока дыхание успокоится

 Ждать пока дыхание успокоится

Д  Ы  Ш  И  М    К  А  К    Д  Ы  Ш  И  Т  С  Я

 

 

Через 3 минуты после 20-минутной работы в методе у студентов опять определялись показатели ЧСС и КП и заносились в протокол исследования. По окончании работы в методе студенты приступали к выполнению упражнений проводимых на носовом дыхании и с задержкой дыхания на выдохе: ходьба в медленном темпе до 10 минут с последующим добавлением 1 минуты от занятия к занятию; ускоренная ходьба -50-70 м. После этой работы студенты выполняли дыхательные физические упражнения с задержкой дыхания на выдохе (до первого желания вдохнуть). Дозировка упражнений в течение учебного года повышалась постепенно с 4-х до 12 раз и количество упражнений также  постепенно увеличивалось с 6 до 24. В заключительной части занятий -10 минут уделялось упражнениям на восстановление носового дыхания, упражнениям на растягивание, давалось обязательное домашнее задание по освоению метода и подводились итоги прошедшего занятия. Кроме этого, на занятиях обсуждались вопросы сна, питания, питьевого режима и объема двигательной деятельности.

Исходные и конечные результаты функциональной и помесячной динамики ЧСС и КП студентов 2-х курсов КГСХА приведены в таблицах 2 – 3.

 

Таблица 2

Динамика функциональных показателей студентов ГВО КГСХА

 

Показатели

n

М

±

m

М

±

m

сентябрь 2012 г.

Декабрь 2012 г.

Длина тела(см)

24

161,5

±

0,80

162,8

±

0,83

Масса тела(кг)

24

54,9

±

1,60

56,2

±

1,51

ЖЕЛ должная (мл³)

24

3175

±

16,04

3244

±

21,39

ЖЕЛ фактическая (мл³)

24

2458

±

45,45

2633

±

48,12

Проба Штанге (с)

24

26,8

±

1,44

37,7

±

2,41

Проба Генчи (с)

24

17,9

±

1,39

27,6

±

1,71

ЧСС (уд/мин)

24

88,3

±

3,90

68,9

±

2,64

                 

 

Таблица 3

Динамика показателей ЧСС и КП студентов ГВО КГСХА

 

 

Дата проведения пробы

Показатели ЧСС, уд/мин

М  ± m

Показатели КП, с

М  ± m

03.09.2012

90,2 ±3,6

15,5±1,9

08.10.2012

79,3±3,5

19,1±1,8

12.11.2012

73,3±2,9

22,1±1,7

17.12.2012

70,0 ±2,6

30,0±1,7

 

Результаты исследований. Анкетирование показало, что большинство студентов оценивают уровень своего здоровья и двигательной подготовленности на 4-5 баллов (68% испытуемых). Остальные оценивают эти показатели на 3 балла (32%). Установлено, что осознанно воспринимают занятия физической культурой с использованием технологии дыхательной гимнастики 53% занимающихся. 30% не воспринимают физическую культуру, как средство развития  и совершенствования работоспособности человека. У 17% студентов занятия физической культурой не вызывают никаких интересов.

       По уровню физического развития и функциональным показателям (таблицы 2) за 4 месяца занятий несущественно изменились показатели длины и массы тела – 0,8-2,4%(P>0,05). Значительно изменились показатели ЖЕЛ (должные и фактические) на 2,2-7,1% (P <0,05), также существенно повысились пробы Штанге и Генчи (соответственно на 40,7 и 54,2%; P <0,001), что мы относим к значительному повышению работоспособности дыхательной системы за счет повышения силовых показателей диафрагмы, межреберных мышц и мышц брюшного пояса. За время исследования значительно снизились показатели ЧСС студентов в среднем на 16%

 (P <0,001), что свидетельствует о более экономной работе их сердечно-сосудистой системы Использование в учебных занятиях по физической культуре упражнений связанных с задержкой дыхания на вдохе и выдохе, а также упражнений в  медленной и ускоренной ходьбе с равномерной скоростью длительностью от  10 до 30 минут, выполняемых на «носовом дыхании» и упражнений формирующих правильное дыхание во время использования метода ВЛГД повышают уровень здоровья студентов, о чем свидетельствует динамика КП за время исследования (таблица 3). КП студентов за время исследования повысилась в среднем на 94%(P<0,001).

Выводы:

1. Установлено, что на начальном этапе исследования уровень функциональной  подготовленности студентов находился на низком уровне.  Студенты  (35-40%) не обладали достаточными функциональными показателями (ЖЕЛ, КП, пробы Штанге и Генчи), что формировало у них негативное отношение к занятиям физической культурой/

2. Предложенная нами  методика обучения студентов оздоровлению с помощью  метода ВЛГД в сочетании с медленной и ускоренной ходьбой от 10 до 30 минут способствуют повышению уровня здоровья и  функциональной  подготовленности  студентов временно освобожденных от интенсивных занятий по физической культуре.

Литература

1. Алексеев А.А. Интегративная (системная) соединительнотканная медицина: Т.1. – М.: Ленард, 2005. – 234 с.

2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 102 с.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

4. Бутейко К.П. Теория патогенеза заболеваний сахарным диабетом / К.П. Бутейко // «Изобретатель и рационализатор». -1962.- №5. - С. 7.

5. Бутейко К.П. Метод Бутейко: опыт внедрения в медицинскую практику. – Одесса: Титул, 1991. – 232 с.

6. Вилунас Ю.Г. Рыдающее дыхание излечивает болезни за месяц. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.

7. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2001. – 608 с.

8. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. – М.: Академия», 2002. – 264 с.

9. Железняков А.Г. Дыхательная гимнастика как фактор повышения уровня выносливости студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию КГМУ. – Курск, 2010. – С. 52-56.

10. Законщиков К.Ф. Адаптация. Гипоксия. Здоровье. – М., 1996. – 121 с.

11. Лубышева Л.И. Научно-практический конгресс «Здоровье нации и массовый спорт»  // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 3. – С. 79-80.

12. Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти томах / гл. ред. В.И. Покровский. – М., 1991. – Т.2. – С. 223-225.

13. Оболочков С.Г. Программно-методическое обеспечение занятий с девушками специальной медицинской группы на младших курсах педагогического вуза // Физическое воспитание студентов. – 2010. – №2. – С. 48-50.

14. Примерная учебная программа для вузов по физической культуре. – М.: Министерство образования РФ, 2000.

15. Шаталова Г.С. Выбор пути. – М.: Изд-во «Литур», 2002. – 240 с.

16. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2008. – 368 с.


Пристатейный список:
1. Алексеев А.А. Интегративная (системная) соединительнотканная медицина: Т.1. – М.: Ленард, 2005. – 234 с.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 102 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
4. Бутейко К.П. Теория патогенеза заболеваний сахарным диабетом / К.П. Бутейко // «Изобретатель и рационализатор». -1962.- №5. - С. 7.
5. Бутейко К.П. Метод Бутейко: опыт внедрения в медицинскую практику. – Одесса: Титул, 1991. – 232 с.
6. Вилунас Ю.Г. Рыдающее дыхание излечивает болезни за месяц. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
7. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2001. – 608 с. 
8. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. – М.: Академия», 2002. – 264 с.
9. Железняков А.Г. Дыхательная гимнастика как фактор повышения уровня выносливости студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию КГМУ. – Курск, 2010. – С. 52-56.
10. Законщиков К.Ф. Адаптация. Гипоксия. Здоровье. – М., 1996. – 121 с.
11. Лубышева Л.И. Научно-практический конгресс «Здоровье нации и массовый спорт»  // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 3. – С. 79-80.
12. Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти томах / гл. ред. В.И. Покровский. – М., 1991. – Т.2. – С. 223-225.
13. Оболочков С.Г. Программно-методическое обеспечение занятий с девушками специальной медицинской группы на младших курсах педагогического вуза // Физическое воспитание студентов. – 2010. – №2. – С. 48-50.
14. Примерная учебная программа для вузов по физической культуре. – М.: Министерство образования РФ, 2000.
15. Шаталова Г.С. Выбор пути. – М.: Изд-во «Литур», 2002. – 240 с.
16. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2008. – 368 с. 


Библиографическая ссылка

Железняков А.Г., Мартынов М.П., Шадрин И.Г. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ВЛГД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ КГСХА // Теория и практика персонализации физического воспитания. – 2012. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/tppfv/ru/64-93 (дата обращения: 24.11.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 464 | За неделю: 464 | Всего: 464


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System