В последние пять лет педагоги, занимающиеся со студентами, сталкиваются с проблемой низкого уровня физической подготовленности поступающих на первый курс выпускников средних общеобразовательных школ. Это выражается в низком уровне развития как физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных, выносливости и гибкости), так и слабой технической (умения, навыки) подготовленностью поступающих. При распределении студентов по учебным группам, отделениям, необходимо учитывать уровень физической подготовленности абитуриентов и результаты медицинских обследований. По результатам медицинского осмотра студентов Курского филиала РГТЭУ в 2011–2012 годах, количество временно освобождённых от практических занятий по физическому воспитанию составляло 19%, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе – 21%, подготовительная группа составляла 12%, и основная медицинская группа – 48% занимающихся.
Студенты, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной, специальной медицинским группам и временно-освобождённые, должны заниматься в отдельных группах по возможности с распределением их по диагнозам заболеваний. Вести занятия у них должны специалисты лечебной физической культуры и преподаватели, работающие на кафедрах физического воспитания, хорошо владеющие методиками и технологиями оздоровления студентов. Кафедрам физического воспитания, по нашему мнению, нужно работать именно в направлении оздоровления студентов.
Одни авторы [7] считают перспективным направлением в физическом воспитании развитие методических подходов «Уверенного оздоровления организма занимающихся», другие [5] предлагают придерживаться «Теории жизненных сил», которые способствуют реализации и совершенствованию своей жизни через различные формы, средства и методы физической культуры. К жизненным силам авторы относят: состояние здоровья, физическое развитие, физическую подготовленность, психофизическое состояние человека, его социальный уровень, а также наличие знаний, умений и навыков. Далее исследователи пытаются определить основные положения физической культуры студента в плане реализации жизненных сил. Эти положения они видят в том, что физическая культура должна способствовать реализации возможностей личности студента и выступать в роли составной части общей культуры человека; она должна предоставлять студенту широкие возможности для освоения различных этнокультур, оздоровительных систем и физических упражнений.
В исследовании Р.И. Айзмана [2] определены аспекты валеологической физической культуры, как составляющей образовательное пространство с его информационно-энергетическим и социально-духовным состоянием занимающихся.
В результате исследований, направленных на перспективное управление здоровьем человека в современных условиях, А.А. Алексеевым с соавторами выдвигается соединительнотканная теория биологии и медицины [1], исходя из которой, основной причиной заболеваний является врождённая или приобретённая неполноценность соединительной ткани. Поэтому при лечении необходимо учитывать морфологию сосудов, которые на 100% состоят из соединительной ткани. Исходя из этого, авторы предлагают воздействовать на организм человека в целом, путём коррекции функции соединительной ткани.
Анализ литературы, направленной на изучение оздоровительной работы со студентами [6, 7], указывает на то, что педагогу и методисту ЛФК в работе необходимо использовать направления, методики, технологии, которые воздействуют как на функциональные системы организма человека, так и на уровень его здоровья.
Одной из таких технологий, которая не требует большого количества медицинской аппаратуры и спортивного инвентаря, является методика, разработанная К.П. Бутейко (авторское свидетельство на изобретение № 1067640 от 15 сентября 1983) [3, 4].
Метод ВЛГД (волевая ликвидация глубокого дыхания) заключается в постепенном уменьшении глубины дыхания путём расслабления дыхательной мускулатуры и мышц всего тела человека до появления ощущения недостатка воздуха и постоянного сохранения этого ощущения на протяжении всей тренировки.
Существует три степени интенсивности тренировки:
- лёгкая (контрольная), во время которой ощущение недостатка воздуха такое же, как в конце контрольной паузы;
- средняя – промежуточное состояние;
- сильная (максимальная), во время которой ощущения недостатка воздуха такое же, как в конце максимальной паузы.
Интенсивность тренировки меняется под контролем педагога или методиста ЛФК, в зависимости от тяжести симптомов, которые снимаются методом ВЛГД, от тяжести болезни, от необходимости срочно исправить дыхание. При правильной тренировке КП (контрольная пауза) и МП (максимальная пауза) после занятия становятся больше, чем КП и МП до занятий примерно на одну треть.
На первом этапе исследования (февраль-май 2012 г.) мы апробировали методику дыхательной гимнастики К.П. Бутейко на студентах основной медицинской группы Курского филиала РГТЭУ. В исследовании приняли участие 34 девушки – студентки 1-х курсов. Занятия проводились по 4 часа в неделю. Девушки были разбиты на экспериментальную (16 человек) и контрольную (18 человек) группы. В экспериментальной группе занятия строились по следующей схеме:
- подготовительная часть занятия – 25 минут (нахождение в методе 20 минут, запись результатов в протокол исследования – 5 минут);
- основная часть занятия – 50 минут (ходьба – 2 минуты; ускоренная ходьба – 3 минуты; медленный бег на носовом дыхании от 7 минут вначале до 30 минут в конце исследования; восстановление дыхания – до 5 минут; специальные дыхательные упражнения – 8-10 минут);
- заключительная часть – 5-7 минут (упражнения на растягивание и гибкость).
Контрольная группа занималась по общепринятой примерной программе для вузов [10]. Всего за время исследования было проведено 24 занятия (48 часов).
В табл. 1 мы даем схему нахождения студентов в методе ВЛГД по фазам.
В табл. 2 и 3 приведены средние показатели уровня ЧСС, контрольной паузы и выносливости студенток 1-х курсов РГТЭУ в начале (февраль) и в конце (май) 2012 года.
Таблица 1
Метод волевой ликвидации глубокого дыхания (К.П. Бутейко, 1962)
Подготовительная часть метода
Расслабление мышц живота, грудной области и диафрагмы (при выдохе повторяется фраза «расслабиться»)
Волевая фаза
Удобная поза
1 фаза
Принять положение осанки, удобная поза
2 фаза
Зрачки глаз поднять вверх (но не до болевого ощущения), осанка, удобная поза
3 фаза
Расслабить мышцы лица и «носогубного треугольника», зрачки вверх, кончик языка касается десен верхних зубов и тоже расслаблен
4 фаза
Симптом снят
Вдох постепенно укорачиваем, а за выдохом не следим. Уходим от глубокого вдоха расслаблением диафрагмы и мышц брюшной области. Приходим в состояние, когда дышать нужно при небольшом недостатке кислорода, но не более 10 - 15 мин.
5 фаза
Ждать пока дыхание успокоится (дышать только через нос)
Ждать пока дыхание успокоится
Ждать пока дыхание успокоится
Ждать пока дыхание успокоится
Д Ы Ш И М К А К Д Ы Ш И Т С Я
Таблица 2
Показатели уровня ЧСС и КП у студенток Курского филиала РГТЭУ
Возраст
( лет)
n
Февраль 2012
Май 2012
Р
М±m
ЧСС
М±m КП
М±m ЧСС
М±m КП
Экспериментальная группа
17-19
16
80 ± 1,6
20 ± 1,7
70 ± 1,4
40 ± 1,8
Р < 0,001
Контрольная группа
17-19
18
82 ± 1,8
21 ± 1,7
78 ± 1,6
25 ± 1.6
Р > 0,05
Таблица 3
Уровень выносливости студенток Курского филиала РГТЭУ
Возраст (лет)
Февраль 2012
Май 2012
Р
М±m
Бег 2000 м, с
М±m
Бег 2000 м, с
Экспериментальная группа
17-19
840 ± 16,0
703 ± 14.0
< 0,001
Контрольная группа
17-19
835 ± 15,5
± 14,5
> 0,05
Результаты исследования показали, что за 4 месяца занятий у студентов экспериментальной группы достоверно (Р < 0,001) снизились показатели частоты сердечных сокращений и также достоверно (Р < 0,001) повысились показатели КП (контрольной паузы).
Если в начале исследования показатели СО2 в альвеолярном воздухе составляли 4%, то в конце исследования этот показатель составил 5-5,5%.
На фоне формирования правильного дыхания достоверно (Р < 0,001) улучшились показатели уровня выносливости студенток экспериментальной группы (табл. 3). Это свидетельствует об улучшении состояния здоровья студентов, а также о формировании мотивации обязательности выполнения ежедневных физических упражнений.
Таким образом, использование в учебном процессе метода ВЛГД способствует значительному оздоровлению студентов, не только отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группам ЛФК, но и к основной медицинской группе.
Литература
1. Алексеев А.А. и др. От чего погибнет человечество. Системная медицина. – Изд. 3 / перевод с английского. – М.: Белка, 2003. – 530 с.
2. Айзман Р.И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации // Интегральный подход к формированию здоровья человека. – Новосибирск, 2000. – С. 3-6.
3. Бутейко К.П. Метод Бутейко. – Одесса: Титул,1991. – 232 с.
4. Бутейко К.П. Теория патогенеза заболевания сахарным диабетом // Изобретатель и рационализатор. – 1962. – № 5.
5. Григорьев С.И. и др. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции (становление виталистской социологической концепции). – М.: Магистр Пресс, 2000. – С. 88-107.
6. Князева Н.А., Железняков А.Г. К вопросу о специальных медицинских группах в вузе // Проблемы физической культуры и спорта в высших учебных заведениях: сб. научных и науч.-методических работ, посвященный 70-летию кафедры физического воспитания Воронежского аграрного университета им. К.Д. Глинки. – Воронеж, 2003. – С. 49-52.
7. Ратов И.П. К перспективам оптимизации подбора упражнений для массовой физической культуры и условий их применения // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 1. – С. 11-14.
8.Физическая культура: примерная учебная программа для высших учебных заведений. – М., 2008.
Пристатейный список:
1. Алексеев А.А. и др. От чего погибнет человечество. Системная медицина. – Изд. 3 / перевод с английского. – М.: Белка, 2003. – 530 с.
2. Айзман Р.И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации // Интегральный подход к формированию здоровья человека. – Новосибирск, 2000. – С. 3-6.
3. Бутейко К.П. Метод Бутейко. – Одесса: Титул,1991. – 232 с.
4. Бутейко К.П. Теория патогенеза заболевания сахарным диабетом // Изобретатель и рационализатор. – 1962. – № 5.
5. Григорьев С.И. и др. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции (становление виталистской социологической концепции). – М.: Магистр Пресс, 2000. – С. 88-107.
6. Князева Н.А., Железняков А.Г. К вопросу о специальных медицинских группах в вузе // Проблемы физической культуры и спорта в высших учебных заведениях: сб. научных и науч.-методических работ, посвященный 70-летию кафедры физического воспитания Воронежского аграрного университета им. К.Д. Глинки. – Воронеж, 2003. – С. 49-52.
7. Ратов И.П. К перспективам оптимизации подбора упражнений для массовой физической культуры и условий их применения // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 1. – С. 11-14.
8.Физическая культура: примерная учебная программа для высших учебных заведений. – М., 2008.
Библиографическая ссылка
Железняков А.Г. ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА УРОВЕНЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ // Теория и практика персонализации физического воспитания. – 2013. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/tppfv/ru/65-94 (дата обращения:
22.11.2024).